МАДОУ д/с №1 Буратино кв структур.подразд.д/с.№3 Солнышко, село Ивановка

ТЕСТОПЛАСТИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВО «БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

МАТЕРИАЛЫ 67-Й НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ

КОНФЕРЕНЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ

Часть II

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Издательство БГПУ 201

СОДЕРЖАНИЕ

Макаренко Ю.И. Тестопластика как средство развития

мелкой моторики детей среднего дошкольного возраста

10

Малиновский Ю.В. Гедиминовичи на русской службе

(XIII-XV вв.) ……………………………………………….

15

Мальцева К.А. Творческое развитие как форма коррек-

ционной развивающей работы с обучающимися, имею-

щими сложную структуру дефекта ………………………

23

Медведенко Н.П., Сорокина Н.И. Формирование комму-

никативных умений дошкольников в процессе организа-

ции музыкальных подвижных игр ………………………..

26

Мельникова О.Г., Димова О.И. Воспитание основ жизне-

стойкости младших школьников. современное состоя-

ние проблемы воспитания жизнестойкости: теория и

практика ……………………………………………………

УДК 373

ТЕСТОПЛАСТИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ

МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Макаренко Ю.И., студентка 3 курса факультета ПиМНО

Бортновская И.А., старший преподаватель кафедры

специальной и дошкольной педагогики и психологии

Проблема развития мелкой моторики у детей дошкольного

возраста является актуальной на протяжении многих лет. Боль-

шую роль в успешности интеллектуального и психофизического

развития ребенка играет сформированная мелкая моторика. Та-

кие исследователи, как Н.М. Аксарина, Л.А. Венгер, Л.С. Выгот-

ский, М.М. Кольцова, Э.Р. Пилюгина, доказали влияние мотор-

ного развития на умственное развитие ребенка. Они пришли к

выводу, что началу развития мышления дает рука. Уровень раз-

вития мелкой моторики рук – один из показателей интеллекту-

альной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок,

имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет ло-

гически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание

и связанная речь. Начинать работу по развитию мелкой моторики

нужно с самого раннего возраста «Мелкая моторика» пальцев рук

– совокупность двигательных возможностей выполнения диффе-

ренцированных пальцевых движений, определяющих успеш-

ность формирования навыков самообслуживания, различных

учебных, трудовых и других операций (Дудьев, 2008).

Основными свойствами движения, являются:

1) скорость (быстрота прохождения траекторий);

2) сила;

3) ритм (временной, пространственный, силовой);

4) темп (количество движений за определенный промежу-

ток времени, зависящий не только от скорости, но и от интерва-

лов между движениями);

5) координированность;

6) точность и меткость;

7) пластичность и ловкость (Венгер,1976).

10

Чтобы мелкая моторика была развита, ребёнку нужно си-

стематически заниматься разнообразными видами ручной дея-

тельности. Одним из таких видов деятельности является тесто-

пластика. Тестопластика– лепка из соленого теста. Лепка разви-

вает и совершенствует осязание обоих рук, активное действие ко-

торых ведет к более точной передаче форм. Дети привыкли ле-

пить из пластилина и глины, а тестопластика – это что-то новое

для них. В процессе лепки из теста идёт естественный массаж

биологически активных точек расположенных на ладонях и паль-

цах рук. Тестопластика включает в себя лепку изделий, составле-

ние композиций, использование различных инструментов и под-

ручных средств, работу с природным и бросовым материалом,

красками – все это развивает мелкую моторику детей дошколь-

ного возраста (Петров, 2002).

Учитывая актуальность проблемы, было проведено иссле-

дование. Вначале была поставлена цель исследования: изучить

возможности тестопластики в развитии мелкой моторики детей

среднего дошкольного возраста.

В соответствии с целью исследования были выставлены

следующие задачи:

1) раскрыть сущность понятия «мелкая моторика»;

2) рассмотреть возможности тестопластики в работе по раз-

витию мелкой моторики в дошкольном возрасте;

3) охарактеризовать педагогические условия использова-

ния тестопластики в развитии мелкой моторики детей среднего

дошкольного возраста;

4) выявить возможности тестопластики как средства в раз-

витии мелкой моторики детей среднего дошкольного возраста в

ДОУ.

Мы предположили, что тестопластика будет являться эф-

фективным средством развития мелкой моторики детей среднего

дошкольного возраста, если:

1) использовать на занятиях скульптурный, конструктив-

ный, комбинированный способы получения продукта;

2) использовать на занятиях разнообразные приемы лепки

(скатывание, раскатывание, оттягивание, сглаживание, вдавлива-

ние и т.д.).

11

Для подтверждения нашего предположения, мы провели

исследование на выявление исходного уровня развития мелкой

моторики с детьми среднего дошкольного возраста МАДОУ №3

«Солнышко», село Ивановка, Ивановского района, Амурской об-

ласти. В исследовании участвовало две группы по 10 детей в каж-

дой (экспериментальная группа, контрольная группа).

Для определения уровня развития мелкой моторики детей

среднего дошкольного возраста мы подобрали следующие мето-

дики:

1) «Дорожки» Л.А. Венгер, которая позволяет определить

уровень развития точности движений, сформированность внима-

ния и контроля за собственными действиями;

2) тест «Укладывание монет в коробку» Н.И. Озерецкого,

который позволяет определить уровень координации, скорости

движений пальцев рук;

3) тест «Пожатие рук» Н.И. Озерецкого на определение

силы руки (Головей, 2002).

Проанализировав данные, мы выяснили, что в эксперимен-

тальной группе итоговый уровень развития мелкой моторики

низкий – у 7 детей (70%), средний у 2 детей (20%), высокий уро-

вень выявлен у 1 ребенка (10%). В контрольной группе итоговый

уровень развития мелкой моторики низкий – у 3 детей (30%),

средний – также у 3 детей (30%), высокий – у 4 детей (40%). Мы

пришли к выводу, что нужна целенаправленная работа по повы-

шению уровня развития мелкой моторики у детей. Мы разрабо-

тали и апробировали программу по развитию мелкой моторики

детей среднего дошкольного возраста с использованием тесто-

пластики. Программа реализовывалась в форме кружка. Кружко-

вая работа проводилась систематически – 2 раза в неделю во вто-

рой половине дня с детьми экспериментальной группы. Занятия

проводились от простого к сложному, с использованием игровых

и сюрпризных моментов. В процессе тестопластики детей побуж-

дали вспоминать, что они видели интересного вокруг; учили

сравнивать предметы; задавали вопросы, активизируя опыт ре-

бят, учили различным техникам и приемам лепки. Дети участво-

вали в процессе изготовления соленого теста, высушивания изде-

лий, раскрашивании поделок. В группе детского сада был создан

12__

уголок творчества по тестопластике. В рамках программы прове-

дена работа с родителями: проводились беседы, консультации.

Родителям рассказывалось о важности развития мелкой мото-

рики детей в этом возрасте, что развивать ее можно посредством

тестопластики. Были показаны приемы работы с соленым тестом,

чтобы дети могли и дома заниматься тестопластикой.

После проведенных мероприятий была проведена повтор-

ная диагностика. По полученным результатам ясно, что в экспе-

риментальной группе, на контрольном этапе, высокий уровень

развития мелкой моторики достиг 60%, а на констатирующем

этапе он был всего 10%. Таким образом, высокий уровень увели-

чился на 50%. Средний уровень развития мелкой моторики пока-

зали 4 детей, что составляет 40% от всей группы. Низкий уровень,

на контрольном этапе в экспериментальной группе отсутствует.

В контрольной группе, на контрольном этапе высокий уро-

вень у 40% детей группы, по сравнению с констатирующим эта-

пом. Высокий уровень не изменился. Средний уровень у 5 детей

(50%). По сравнению с констатирующим этапом, средний уро-

вень увеличился на 20%, низкий уровень развития мелкой мото-

рики снизился на 20%, у 1 ребенка (10%), на констатирующем

этапе низкий уровень был у 3 детей ( 30%).

Таким образом, можно сделать вывод, что в контрольной

группе уровень развития мелкой моторики повысился незначи-

тельно, потому что велись занятия только по программе ДОУ. В

экспериментальной группе уровень мелкой моторики изменился

значительно, потому что кроме занятий по программе ДОУ ве-

лись занятия по тестопластике.

Следовательно тестопластика может являться эффектив-

ным средством развития мелкой моторики детей среднего до-

школьного возраста при соблюдении условий:

1) если использовать на занятиях различные способы полу-

чения продукта (скульптурный, конструктивный, комбинирован-

ный);

2) если использовать на занятиях разнообразные приемы

лепки (скатывание, раскатывание, оттягивание, сглаживание,

вдавливание и т.д.)

Таким образом, цель исследования достигнута, гипотеза

доказана.

13

Однако работу по развитию мелкой моторики детей нельзя

считать завершенной. Лишь при систематичной, последователь-

ной и тщательно спланированной работе педагога, возможно по-

лучение еще более положительных результатов в развитии мел-

кой моторики детей среднего дошкольного возраста.

Список используемой литературы

1. Венгер Л.А. Генезис сенсорных способностей. – М.: «Пе-

дагогика», 1976. – С.162.

2. Дудьев В.П. Психомоторика словарь-справочник. –

Москва, 2008. – С.188.

3. Головей Л.А., Рыбалко, Е.Ф. Практикум по возрастной

психологии: Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2002. – С.37.

4. Петров А.В. Ловкие ручки. Методическое пособие. – Ве-

ликий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002 .– С.17

14 июня 2018 в 10:10

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.