МАДОУ д/с №1 Буратино кв структур.подразд.д/с.№3 Солнышко, село Ивановка
ТЕСТОПЛАСТИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ ВО «БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
МАТЕРИАЛЫ 67-Й НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ Часть II
Издательство БГПУ 201 СОДЕРЖАНИЕ Макаренко Ю.И. Тестопластика как средство развития мелкой моторики детей среднего дошкольного возраста 10 Малиновский Ю.В. Гедиминовичи на русской службе (XIII-XV вв.) ………………………………………………. 15 Мальцева К.А. Творческое развитие как форма коррек- ционной развивающей работы с обучающимися, имею- щими сложную структуру дефекта ……………………… 23 Медведенко Н.П., Сорокина Н.И. Формирование комму- никативных умений дошкольников в процессе организа- ции музыкальных подвижных игр ……………………….. 26 Мельникова О.Г., Димова О.И. Воспитание основ жизне- стойкости младших школьников. современное состоя- ние проблемы воспитания жизнестойкости: теория и практика …………………………………………………… УДК 373 ТЕСТОПЛАСТИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Макаренко Ю.И., студентка 3 курса факультета ПиМНО Бортновская И.А., старший преподаватель кафедры специальной и дошкольной педагогики и психологии Проблема развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста является актуальной на протяжении многих лет. Боль- шую роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика. Та- кие исследователи, как Н.М. Аксарина, Л.А. Венгер, Л.С. Выгот- ский, М.М. Кольцова, Э.Р. Пилюгина, доказали влияние мотор- ного развития на умственное развитие ребенка. Они пришли к выводу, что началу развития мышления дает рука. Уровень раз- вития мелкой моторики рук – один из показателей интеллекту- альной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет ло- гически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание и связанная речь. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста «Мелкая моторика» пальцев рук – совокупность двигательных возможностей выполнения диффе- ренцированных пальцевых движений, определяющих успеш- ность формирования навыков самообслуживания, различных учебных, трудовых и других операций (Дудьев, 2008). Основными свойствами движения, являются: 1) скорость (быстрота прохождения траекторий); 2) сила; 3) ритм (временной, пространственный, силовой); 4) темп (количество движений за определенный промежу- ток времени, зависящий не только от скорости, но и от интерва- лов между движениями); 5) координированность; 6) точность и меткость; 7) пластичность и ловкость (Венгер,1976). 10 Чтобы мелкая моторика была развита, ребёнку нужно си- стематически заниматься разнообразными видами ручной дея- тельности. Одним из таких видов деятельности является тесто- пластика. Тестопластика– лепка из соленого теста. Лепка разви- вает и совершенствует осязание обоих рук, активное действие ко- торых ведет к более точной передаче форм. Дети привыкли ле- пить из пластилина и глины, а тестопластика – это что-то новое для них. В процессе лепки из теста идёт естественный массаж биологически активных точек расположенных на ладонях и паль- цах рук. Тестопластика включает в себя лепку изделий, составле- ние композиций, использование различных инструментов и под- ручных средств, работу с природным и бросовым материалом, красками – все это развивает мелкую моторику детей дошколь- ного возраста (Петров, 2002). Учитывая актуальность проблемы, было проведено иссле- дование. Вначале была поставлена цель исследования: изучить возможности тестопластики в развитии мелкой моторики детей среднего дошкольного возраста. В соответствии с целью исследования были выставлены следующие задачи: 1) раскрыть сущность понятия «мелкая моторика»; 2) рассмотреть возможности тестопластики в работе по раз- витию мелкой моторики в дошкольном возрасте; 3) охарактеризовать педагогические условия использова- ния тестопластики в развитии мелкой моторики детей среднего дошкольного возраста; 4) выявить возможности тестопластики как средства в раз- витии мелкой моторики детей среднего дошкольного возраста в ДОУ. Мы предположили, что тестопластика будет являться эф- фективным средством развития мелкой моторики детей среднего дошкольного возраста, если: 1) использовать на занятиях скульптурный, конструктив- ный, комбинированный способы получения продукта; 2) использовать на занятиях разнообразные приемы лепки (скатывание, раскатывание, оттягивание, сглаживание, вдавлива- ние и т.д.). 11 Для подтверждения нашего предположения, мы провели исследование на выявление исходного уровня развития мелкой моторики с детьми среднего дошкольного возраста МАДОУ №3 «Солнышко», село Ивановка, Ивановского района, Амурской об- ласти. В исследовании участвовало две группы по 10 детей в каж- дой (экспериментальная группа, контрольная группа). Для определения уровня развития мелкой моторики детей среднего дошкольного возраста мы подобрали следующие мето- дики: 1) «Дорожки» Л.А. Венгер, которая позволяет определить уровень развития точности движений, сформированность внима- ния и контроля за собственными действиями; 2) тест «Укладывание монет в коробку» Н.И. Озерецкого, который позволяет определить уровень координации, скорости движений пальцев рук; 3) тест «Пожатие рук» Н.И. Озерецкого на определение силы руки (Головей, 2002). Проанализировав данные, мы выяснили, что в эксперимен- тальной группе итоговый уровень развития мелкой моторики низкий – у 7 детей (70%), средний у 2 детей (20%), высокий уро- вень выявлен у 1 ребенка (10%). В контрольной группе итоговый уровень развития мелкой моторики низкий – у 3 детей (30%), средний – также у 3 детей (30%), высокий – у 4 детей (40%). Мы пришли к выводу, что нужна целенаправленная работа по повы- шению уровня развития мелкой моторики у детей. Мы разрабо- тали и апробировали программу по развитию мелкой моторики детей среднего дошкольного возраста с использованием тесто- пластики. Программа реализовывалась в форме кружка. Кружко- вая работа проводилась систематически – 2 раза в неделю во вто- рой половине дня с детьми экспериментальной группы. Занятия проводились от простого к сложному, с использованием игровых и сюрпризных моментов. В процессе тестопластики детей побуж- дали вспоминать, что они видели интересного вокруг; учили сравнивать предметы; задавали вопросы, активизируя опыт ре- бят, учили различным техникам и приемам лепки. Дети участво- вали в процессе изготовления соленого теста, высушивания изде- лий, раскрашивании поделок. В группе детского сада был создан 12__ уголок творчества по тестопластике. В рамках программы прове- дена работа с родителями: проводились беседы, консультации. Родителям рассказывалось о важности развития мелкой мото- рики детей в этом возрасте, что развивать ее можно посредством тестопластики. Были показаны приемы работы с соленым тестом, чтобы дети могли и дома заниматься тестопластикой. После проведенных мероприятий была проведена повтор- ная диагностика. По полученным результатам ясно, что в экспе- риментальной группе, на контрольном этапе, высокий уровень развития мелкой моторики достиг 60%, а на констатирующем этапе он был всего 10%. Таким образом, высокий уровень увели- чился на 50%. Средний уровень развития мелкой моторики пока- зали 4 детей, что составляет 40% от всей группы. Низкий уровень, на контрольном этапе в экспериментальной группе отсутствует. В контрольной группе, на контрольном этапе высокий уро- вень у 40% детей группы, по сравнению с констатирующим эта- пом. Высокий уровень не изменился. Средний уровень у 5 детей (50%). По сравнению с констатирующим этапом, средний уро- вень увеличился на 20%, низкий уровень развития мелкой мото- рики снизился на 20%, у 1 ребенка (10%), на констатирующем этапе низкий уровень был у 3 детей ( 30%). Таким образом, можно сделать вывод, что в контрольной группе уровень развития мелкой моторики повысился незначи- тельно, потому что велись занятия только по программе ДОУ. В экспериментальной группе уровень мелкой моторики изменился значительно, потому что кроме занятий по программе ДОУ ве- лись занятия по тестопластике. Следовательно тестопластика может являться эффектив- ным средством развития мелкой моторики детей среднего до- школьного возраста при соблюдении условий: 1) если использовать на занятиях различные способы полу- чения продукта (скульптурный, конструктивный, комбинирован- ный); 2) если использовать на занятиях разнообразные приемы лепки (скатывание, раскатывание, оттягивание, сглаживание, вдавливание и т.д.) Таким образом, цель исследования достигнута, гипотеза доказана. 13 Однако работу по развитию мелкой моторики детей нельзя считать завершенной. Лишь при систематичной, последователь- ной и тщательно спланированной работе педагога, возможно по- лучение еще более положительных результатов в развитии мел- кой моторики детей среднего дошкольного возраста. Список используемой литературы 1. Венгер Л.А. Генезис сенсорных способностей. – М.: «Пе- дагогика», 1976. – С.162. 2. Дудьев В.П. Психомоторика словарь-справочник. – Москва, 2008. – С.188. 3. Головей Л.А., Рыбалко, Е.Ф. Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2002. – С.37. 4. Петров А.В. Ловкие ручки. Методическое пособие. – Ве- ликий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002 .– С.17 14 июня 2018 в 10:10
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.